Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

Фото

История, суть и место ITIL среди IT-стандартов

Деньги на ветер Историю ITIL до второй версии я не застал, но кое-какое представление имею. Сразу отмечу, что не претендую на истину в последней инстанции, поэтому историю изложу в свободном стиле и буду рад дополнениям и исправлениям.

Началось все с того, что жмоты из правительства Великобритании "неожиданно" обнаружили, что денег на информационные технологии уходит много. Причем так много, что у демократической общественности могли возникнуть резонные вопросы, к ответам на которые никто не был готов. Проведенное наспех обследование показало: отдельные ведомства при проектировании ИС солидно перезакладываются (покупают железо помощнее, программистов покруче), а другие - недозакладываются (делают все тютелька в тютельку). В результате у первых тратится больше денег, чем нужно, а у вторых - еще больше (приходится со временем переделывать). Дремучие времена были, мегабайт диска более 1000 фунтов.

Как следует раскинув мозгами, одно из правительственных агенств под названием Central Computer and Telecommunications Agency обосновало проведение работ по описанию "как надо правильно". В лучших традициях загнивающего тоталитарного запада - книга носила исключительно рекомендательный характер, никакой обязаловки. Назвали её GITIMM (Government Information Technology Infrastructure Management Method). Эту книгу считают ITIL версии 0, вышла она в конце 80-х и единственной затрагиваемой в ней темой было "Управление уровнем сервиса". Что, собственно и должно было решить проблемы "перезаклада" и "недозаклада".

В книге ИТ-менеджеры обнаружили большое количество правильных и вроде знакомых слов. Но эти слова никак не складывались в реальные действия, было категорически непонятны способы достижения того вселенского счастья, описанного в книге. Кроме того к книге проявил неожиданный интерес и коммерческий сектор, испытывающий аналогичные проблемы с ИТ. О всем этом CCTA и было проинформировано.

Результатом этого стала первая версия того, что уже стало назваться ITIL. И если в GITIMM была попытка "что должно быть" (с кратким перечнем "как"), то ITIL v.1 уже описывал "средства достижения". Еще из названия убрали слова "государственный" и "метод" (дабы не вводить народ в заблуждение). В рамках ITIL v.1 вышло аж 34 книги с 1992 по 1998 год. По книге на каждый процесс + еще немного. К сожалению мне не удалось прочитать ни одной из них, но создается ощущение попытки "объять необъятное" и описать все, кроме того каждая книга дублировала часть информации из других. О чем CCTA и было проинформированно вконец утомленными ИТ-менеджерами и ITSM-сообществом.

Так с 2000 по 2004 появился сбалансированный и разбитый на четкие блоки ITIL v2, появившийся в начале 2000-х. В него вошло всего 8 книг: Service Support, Service Delivery ("ядро" ITIL), The Business Perspective: The IS View on Delivering Services to the Business, Planning to Implement Service Management + 3 отдельные дисциплины: ICT Infrastructure Management, Application Management, Security Management. Кстати - обещано было больше книг. Концептуально - ITIL стал состоять всего из двух книг, достаточных и необходимых для полноценного внедрения подхода ("ядро" ITIL).

В процессе выпуска второй версии ITIL CCTA влился в более влиятельный департамент Her Majesty's Treasury под названием Office of Government Commerce, от имени которого и выпущено сейчас наибольшее количество книг по ITIL v2 и все книги по ITIL v3. Остановлюсь на этой организации чуть подробнее. Среди продуктов этой уважаемой организации присутствуют такие, как: PRINCE2, MSP, P3O, M_O_R. Ассортимент достойный, слова знакомые и убедительные, а в грамотных руках - так вообще великолепные инструменты.

Под новым менеджментом, в мае 2007 года вышел ITIL v.3, причем все 5 книг одновременно. Прогресс ITIL был направлен в сторону упрощения восприятия, близости к народу. С этой целью появилось концепция CSI (Continual Service Improvement), описывающая весь цикл жизни ИТ-сервиса, из ранее описанных процессов были выделены отдельные под-процессы (что сильно упростило понимание), описаны новые функциональные единицы.

Но если бы OGC занимался этой темой "в одну харю" - ITIL не стал бы таким популярным подходом и не смог бы своевременно отражать изменения окружающего мира. Поэтому существует вполне официальное независимое некоммерческое профессиональное общество под названием itSMF (IT Service Management Forum). В него входят на правах участников такие компании, как Microsoft, SUN, HP и IBM. В третьей версии я отчетливо вижу отдельные последствия участия "грандов", лоббирующих свои интересы. Тенденция неприятная, но пока проявилась незначительно.

Теперь я считаю необходимым чуть вернуться к истокам и попробовать понять - что же такое ITIL и откуда взялось то, что в этих книгах написано.

ITIL создавался простым методом - компиляцией best-practice ведущих компаний в различных отраслях и областях деятельности. Подход вполне логичный: изобретать велосипед не только неэффективно, но и не гарантирует, что изобретенное будет потом успешно использоваться. Именно так в ITIL появился ITSM (IT как сервис), процессный подход, концепция "единой точки входа", и т.д. Так или иначе - в ITIL вошел опыт центров обработки вызовов, служб экстренной помощи (типа 911), практики предупреждения и расследования преступлений. Компиляция оказалась удачной, а опыт из других областей - работающим. Поэтому с выхода первой версии - _глобальных_ изменений подхода не было и не ожидается.

Более детально про основополагающие принципы (ITSM, процессный подход, ЕТВ) будет рассказано в следующей заметке, а теперь я хочу остановиться на месте ITIL среди прочих ИТ-стандартов и подходов.

Большинство ИТ-подразделений выполняют всего две функции: разработки и эксплуатации тех или иных программно-аппаратных решений и телекоммуникаций (они из той-же оперы и ответственность за телефонию, возлагаемая на ИТ-отделы давно никого не удивляет). Методом декомпозиции разработки можно получить более специализированные функции-задачи, которые в отдельных компаниях представляют из себя громадные отделы, например: управления проектами, постановки задач, разработки, тестирования, внедрения. Если аналогично копнуть в эксплуатации, может получиться например такое: закупки, системное администрирование, поддержка пользователей, поддержка приложений. Причем все чаще отдельные функции частично или полностью даются на откуп сторонним организациям-подрядчикам, поэтому попытки охватить при помощи ITIL все вышеперечисленные функции не предпринималось даже в "нулевой" версии.

Функции в ITIL практически не описаны, за исключением нескольких крайне специализированных. В результате ITIL охватывает "необходимый и достаточный" верх, создавая административный механизм ("конвейер ИТ", как я люблю говорить). Хочу отдельно подчерпнуть - ITIL не описывает, как организовать ИТ-подразделение - его задача организация управления и контроля ИТ-подразделения! Если сильно все упростить и свести все области знаний ИТ, то получится примерно такая схема (на ней выделены области, затронутые в ITIL):


Таким образом ITIL охватывает только вопросы эксплуатации систем (точнее - предоставления на их основе ИТ-услуг, о чем позже). Вопросы разработки и доработки систем затрагиваются исключительно из соображений последующей эксплуатации - т.е. чтобы требования были учтены. При этом все соответствующие процессы ITIL тесно совместимы (а зачастую и переплетаются) с соответствующими специализированными темами. Этому следует отдавать отчет - при помощи ITIL управлять процессами разработки нецелесообразно, он контролирует вход в разработку и получает её результаты и именно в рамках ITIL происходит трансляция ожиданий потребителя к их реализатору.

Просьба оживленно комментировать и публиковать ссылки на запись. А то мне надоест. :)

Мои заметки на тему ITIL:
(Предпосылки возникновения ITIL)
(История, суть и место ITIL среди IT-стандартов)
(Из чего состоит ITIL, основополагающие принципы)
(Процессы ITIL и их связи)
(Обучение и перспективы ITIL)
SP1

Посоветуйте чтиво!

Друзья, посоветуйте чтиво. Какие книги из прочитанных последние несколько лет оставили у вас неизгладимое впечатление, какие понравились?
SP1

Типа официального заявления.

Я принял решение устраиваться на работу. После долгой работы на себя - такое решение мне принять сложно, но пришлось. В основном из-за инерции мышления, КМК.

Из-за дальнейшего развития кризиса могу сказать только одно - был недальновиден, мои предположения о наиболее интересных отраслях - оказались ошибочны. Пришел к тому, что любая оценка ситуации сейчас будет ошибочна.

Но я предполагаю, что начался строгий и справедливый естественный отбор. Отбор наиболее эффективных, управляемых и динамичных компаний.

Я не по-наслышке знаю, как мало эффективности в рыночных компаниях сейчас. Растущие обьемы позволяли совершать ошибки, рост продаж раздувал штат, а дешевые кредиты позволяли расти обьемам. Меня до сих пор удивляет эпизод, когда много лет назад мы нашли дыру, в которую ежемесячно уплывало до 100к зелени и генерировалось примерно столько-же упущенной прибыли, но нам было отказано в ее закрытии - фигня, типа. И дырка не была откатной и до сих пор существует!!

Такие монстры выжить не смогут, поэтому начнется период "оптимизации". Вот это-то мне и интересно. Ранее, под влиянием книги "Блеск и нищета информационных технологий" и собственных наблюдений, я обнаружил изменение отношения к ИТ со стороны бизнеса. Отношение к ИТ стало примерно аналогично отношению к сантехнике-электрике, что достаточно логично.

В новых же условиях я очень надеюсь на роль автоматизации, ERP-систем и скорости внедрения разных фишек. Так что я сдул пыль со своего резюме и на этой неделе планирую определиться с местом работы.
Фото

Книжное обозрение. Продолжение (что понравилось).

Кроме книг, описанных в предидущем посте, было прочитано немало. В том числе книги, которые произвели действительно серьезное впечатление. О этих книгах я решил написать отдельно.

Павел Санаев
Похороните меня за плинтусом...

Чума. Книга - жизнь. Что-то в ней цепляет практически с самого начала и держит не отпуская. Вообще в книге о очень нелегких вещах рассказывается, но после прочтения - остаются только теплые и очень добрые воспоминания. Чем-то мне напомнило Гришковца - тонко, позитивно и цепляет за душу. Автору не только респект, но и уважуха! Категорически рекомендую.

Николай Полуэктов, Павел Преженцев, Михаил Сергеев, Алексей Ходорыч
Самогонные хроники. От национальной идеи к успешному премиум-бренду

Реальная история того, как с нуля, из одной идеи, был создан многомиллионный бизнес - самогон "Косогоров". Его я пил, причем неоднократно. Однозначно считаю, что водка, виски и прочие крепкие напитки - рядом с "Косогоровым" стоять недостойны. А теперь прочитал и увидел "закулисы" всего процесса. Впечатлился.
До кучи книга содержит что-то типа публичнай оферты продажи компании ООО "Самогон". :)

Шен Бекасов
Менеджер Мафии. Банковская тайна

Ну я думаю, что все давно уже читали про сложные аспекты работы топ-менеджера банка Андреея Гардези. А кто не читал - тому самое время. Мне на столько понравился этот рассказ (точнее набор зарисовок, обьединенных общими героями), что я где-то дважды прочитал их в интернете, а потом еще и приобрел в печатном виде. Прелесть этого повествования подтверждается тем, что после контрольного прочтения я дал почитать соседям. С тех пор она с моего согласия пошла по рукам и на нее существует что-то типа очереди. :)

Борис Акунин
Смерть на брудершафт

Акунин - это бренд. После его серии про Фандорина готов читать все, выходящее под его именем (хотя что-то там про самоубийства и кладбищенские истории не понравились). Смерть на брудершафт была закуплена сразу как попалась на глаза и оперативно проглочена. Как выяснилось - Акунин продолжает эксперименты, с непонятной для меня целью. Но читается с удовольствием, впечатления оставляет хорошие. Хотя я бы предпочел возрождение Фандорина и еще одну серию из книг эдак 10. :)
SP1

Книжное обозрение - а-ля "Духлесс".

За последнее время перечитал громадное количество книг. Особый интерес для меня представили "аффторы". Чаще всего это чистой воды графоманы, худо-бедно функционирующие в среде офисного планктона и своей целевой аудиторией держащиее как раз него, родного. Сейчас буду щедро делиться своими впечатлениями.

Collapse )

У героев всех книг есть общее. И это - отвращение к наемному труду, готовность к воровству (у них так морально-этические правила повернуты), ненависть к себе и неустроенность личной и даже общественной жизни. При этом еще и нежелание что-либо менять. Сам вижу такое вокруг. А это, граждане - симптомы существенные и дающие некоторые основания для выводов о том, что и куда будет двигаться.
Луна

МТС - говно.

Имидж МТС как самого качественного оператора не подтвердился. За неделю использования МТС я слишком часто слышал хрюкание в трубке, периодически был недоступен без всякой причины. В болотах Лосиного острова - он вообще не ловился. Короче - по сравнению с Билайном - все плохо.

Но самое большое удивление вызывают меню IVR'ов - голосовой почты, абонентской службы, автодозвона. Такое ощущение, что их писали технари, далекие от народа, как девственность от проститутки. Большинство фраз откровенно режет слух и непонятно непродвинутому пользователю. Наверное поэтому у МТСа есть аж целая книга, описывающая как настроить все, что попало.

С разделением абонентской службы на несколько я пока не смог разобраться. Надеюсь, что мне туда обращаться не прийдется.

Кстати, кто-нть знает, как отключить автодозвон (0881)?
SP1

Ричард Ф.Фейнман. "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!"

Ричард Ф.Фейнман - незаурядный человек. Успешный. Из "светского" отличился он тем, что участвовал в создании атомной бомбы и получил Нобелевскую премию по физике. Этот человек с успехом стоит в ряду с другими неординарными и успешными людьми современности прошлого века, такими как Сальвадор Дали, Билл Гейтс и т.д. Для них всех характерен вызов сложившимся порядкам, какая-то честность и умение делать то, что нравится.

Эта книга - автобиография. Замечательная автобиография, жутко интересная и живо написанная. Чертовски рад был найти отношение к образованию, аналогичное моему, ржал над здоровым цинизмом автора и оценил множество советов "по-жизни", который разбросаны по всей книге. Мне кажется - именно такой должна быть автобиография: чтобы из нее можно было не только узнать о том, как жил автор и что он делал, но и получить хоть частицу его жизненного опыта.

Во многом мне видятся аналогии с "Дневником одного гения" Сальвадора Дали, но если "Дневник.." оставил неприятное впечатление, как после общения с высокомерным человеком, то после этой - ПРЕТ! Прет безбожно, хочется развиваться как автор - выбирая "непрофильные" задачи и добиваясь в них выдающихся успехов, не подпадать под зашоренность, быть готовым к экспериментам, получать удовольствие от жизни и общения без потребительства.

Вот ссылки на нее:
Электронный вариант
Бумажный, на Ozon'е

Короче - мощная вещь. В списке моих любимых книг эта теперь, видимо, станет самой любимой.