February 16th, 2004

Луна

Дорогая моя столица!

Ситуация с рынком недвижимости напоминает разгул МММ, добавились только сертификаты, разрешения и красивое слово "инвестор". Причем инвестор бывает первичным, вторичным и вообще никаким - со-инвестором. Но разговор не о них, а о ценах. Стоимость строительства за последний год особенно не увеличилась, аппетиты города вообще от цен не зависят. А между тем - цены ведут себя неадекватно. Еще меньше года назад я решал, какую двухкоматную квартиру мне покупать - за 55 или 60 тысяч. Пока решал (тормоз, да) - искомое стало стоить 100 тысяч. Короче - так не бывает, чтобы на пустом месте, да 100% доходности. Даже с учетом 30% удешевления доллара (инфляция рубля и все налоги включены). Этому не верят глаза, не доверяют банки (точнее говоря - они оценивают как безрисковую половину от текущей стоимости жилья). Вот и я решил не верить.

Ну а то, во что верить не хочется, всегда человеком обкладывает кирпичиками оправданий. Вот и я попытаюсь. Мне кажется, что такое поведение вызванно увеличением доходов населения, и народу откровенно эти бабки деть некуда. Точнее они могут его спустить на имиджевые машины, любовниц - но жаба душит. Другим инвестиционным инструментам (типа фондовой биржи, страховательные вклады в филиалах иностранных банков, облигации) они не верят или по ряду причин (черная зарплата) не могут воспользоваться. В то же время доходность от сдачи в аренду этих квартир балансирует на грани 10%, при том, что есть более выгодные и гарантированные процентные ставки в банках.

Вообщем я вижу два развития событий:

  • Долго будет продолжаться подобное безобразие

  • Подобное безобразие скоро закончится



Собственно и то, и другое неплохо. В первом случае - упадут цены на аренду квартир, во втором - можно будет купить дешево. Но второго я жду с терпением, жадностью и цепкостью, достойных иного применения.
  • Current Mood
    pessimistic pessimistic