?

Log in

No account? Create an account
Производство будущего. - Хроника затяжного прыжка [entries|archive|friends|userinfo]
maxtar

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Производство будущего. [Feb. 6th, 2010|12:07 pm]
maxtar
[Tags|, ]

У меня есть масса идей для бизнес-проектов и просто идей (разница в степени проработки). И каждый раз, сталкиваясь с очередным несовершенством окружающей среды, у меня рождается очередная. Впрочем за пределы фантазий, до реализации, доходят только самые стойкие, единицы.

Одна из самый серьезных идей - автоматизированное производство. Суть в том, что на таможенные пошлины, склады, транспортные расходы и страховку доставки уходит львиная часть себестоимости всего, ввозимого в РФ. При этом сами производства рассчитаны на огромные заказы, что приводит к тому, что большая часть себестоимости относится либо к складированию товара (заказанного с запасом, но оплаченного) либо к издержкам производства и логистики, не рассчитанных на мелкие и частые партии. Деньги же уже давно зарабатываются в продажах, НИОКР, таможня и логистика являются вспомогательным по отношению к маркетингу.

До кучи - процесс вывода пром-товара на рынок и дальнейшее его усовершенствование оказывается бешенной тягомотиной, с высокой стоимостью проектирования. Причем при проектировании разных товаров постоянно разрабатывают велосипед - решают те задачи, которые уже неоднократно были решены при проектировании других товаров. Дополнительной ложкой дегтя (даже скорее половником) можно считать патентную защиту, которая далеко не всегда дает уверенность правообладателю на свою честную долю, что вынуждает их завышать цены на свое know-how соответственно повышенному риску. А "самородкам", имеющим свои know-how, возможно лучше имеющихся на рынке - на рынке решений места не оказывается, ибо такого рынка практически нет, вывод своего решения дорог, а конкуренция не приветствуется. Т.е. даже прийдя в тот-же Siemens и предложив им технологию в два раза лучше имеющейся - разработчику могут отказать из-за экономической неэффективности всей махины принятия решения и замены ассортимента.

Таким образом, на традиционном пути от разработчика до потребителя я вижу следующие крайне неэффективные этапы:

  1. Внедрение know-how.

  2. Разработка продукта.

  3. Производство продукта.

  4. Таможня и логистика.


Особенно разница видна по-сравнению с ИТ, где разработчик конечного продукта использует массу библиотек (наработок других разработчиков - know-how), создавая из них как конструктор - свое решение. И потом может это решение продавать в различных видах, не заворачиваясь привычным циклом производства, таможни и логистики. И только благодаря этому студенты Сергей Брин и Ларри Пейдж основали свой Google и стали миллиардерами. Да и сама отрасль ИТ развивалась очень быстро именно за счет такого упрощения процесса.

А теперь давайте представим решение, которое не будет иметь всех описанных выше неэффективных особенностей. Я представляю это примерно так:

  1. Любой может в специальном ПО разработать свое решение, будь то велосипедная звездочка или электромотор. При этом разработка имеет массу параметров применимости, условий использования, ограничений по вибрациям, мощности, итд.

  2. Разработки в электронном виде, за небольшую плату передаются в магазин разработок, где проходят тестирование и при условии его успешности - помещаются в депозитарий, на них устанавливается цена.

  3. Разработчик конечного продукта в специальном ПО комбинирует собственные разработки и разработки других людей, создавая продукт.

  4. Проект продукта в электронном виде передается на автоматическую фабрику, где в стоимость разработки включается отчисления людям и организациям, чьи разработки использованы при производстве.


В результате всем хорошо: появляется рынок разработок, упрощается НИОКР, ускоряется процесс вывода продукта даже малыми партиями. Появляется возможность сделать под себя что-то более сложное, чем мебель (различные шкафы-купе, кухонная мебель) и продавать только через интернет! Могут даже появиться freeware и shareware разработки! А инженеры-конструкторы могут жить и работать в любой точке мира, выполняя свою работу над появившимися заказами через Интернет.

Скептикам рекомендую полюбоваться на этот ролик (via cooler-online.ru):


Теперь разберу аргументы "против":
При таком производстве возникает много отходов, что делает его слишком дорогим по-сравнению с поточным специализированным. Производство становится дороже, но это полностью компенсируется отсутствием прочих трат. Кроме того нельзя не забывать про переработку отходов.
Прийдется разработать слишком сложный софт. По моим оценкам разработка отдельных игровых движков по сложности превосходит стоимость подобного ПО. Массовое использование позволит сделать его окупаемым.

Что думаете?
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: borbelyua
2010-02-06 06:14 am (UTC)
и ни слова про откаты
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-02-06 06:25 am (UTC)
Кстати - в данном случае они могут и полностью отсутствовать. Например, если таким образом построить бизнес в b2c, то откатам просто неоткуда взяться.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arsenshnurkov
2010-02-06 07:10 am (UTC)
Ну конечно, а контролирующим органам?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-02-06 07:14 am (UTC)
А кого и на каком этапе контролировать надо?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arsenshnurkov
2010-02-06 09:42 am (UTC)
> кого и на каком этапе контролировать надо?

Налогоплатильщиков
Работодателей
Арендаторов помещений
Потребителей электроэнергии и что там еще нужно
Экологичность производства
Утилизация отходов
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-02-06 11:46 am (UTC)
"Фабрика" выступает звеном, которое берет на себя все вами перечисленное. А в условиях больших производств можно себе позволить поэкономить на откатах - тупо за счет следования нормам.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: borbelyua
2010-02-06 07:23 am (UTC)
к сожалению, если что-то интересное, то откаты найдутся в любом случае.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-02-06 07:44 am (UTC)
Не соглашусь. В случае нового направления - достаточно знать, где соломку подстелить.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: aka_fervent
2010-02-06 08:29 am (UTC)
Знать, где подстелить соломку - одна из ключевых проблем на протяжении истории человечества))))
До сих пор не решена))))))))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gaz_v_pol
2010-02-06 08:11 am (UTC)
Я тоже думал на эту тему. Мысли такие:

1. Стоимость стали. Для большинства изделий в качестве исходного материала оптимален, выражаясь языком металлургов, прокат стальной горячекатаный круглый. Это сплошная (не полая) круглая труба длиной 6 метров. Стоимость составляет около 19-21 тысячу рублей за тонну в зависимости от диаметра (ссылка), т.е. 20 рублей за килограмм. Если считать, что при вытачивании готового изделия мы теряем 3/4 материала, то килограмм готового изделия обойдётся в 80 рублей. Для любого технически сложного изделия это приемлемо.


2. "На таможенные пошлины, склады, транспортные расходы и страховку доставки уходит львиная часть себестоимости всего, ввозимого в РФ".

После изобретения контейнерных перевозок поговорка "за морем телушка -- полушка, да рубь перевоз" стала неверна. Большой контейнеровоз Edith Maersk берёт по 170 тысяч тонн при экипаже всего 13 человек, т.е. один член экипажа на 13 тысяч тонн груза. В стандартный морской 40HC контейнер можно грузить 30 тонн, 75 кубометров. Цена за его доставку от китайского порта до Москвы около $3500-4000, т.е. около 10-15 центов за килограмм, или 50 центов на кубометр.

Таможенные пошлины на большинство товаров невелики (5-10%); основной платёж таможне при импорте это НДС (который, вопреки общепринятому заблуждению, платить надо с полной стоимости импортируемого товара). Но НДС надо платить и при внутреннем производстве. С другой стороны, и импортёры, и производители внутри РФ от НДС уклоняются и реальные затраты составляют около 3-4%, а не 18%.

Страховка логистики составляет около 0.15% от стоимости товара.

Складские расходы мне трудно сказать точно, но они тоже невелики (менее 1% от стоимости товара).

Дорогими расходами являются:

-- розничная продажа товара (30% на компьютерах, 80% на игрушках)

-- монополия на импорт на часть брендов (если мы с тобой купим партию телевизоров Sony, и привезём в Россию, то их растаможить мы не сможем без разрешительного письма от представительства Sony, ссылка), при внесении брэнда в список и сам производитель повышает цены на Россию, и дистрибуторы договариваются о ценах, в целом это ведёт к росту процентов на 10-20.


3. Думаю, что предсказываемая тобой революция случится в первую очередь на мелкосерийном производстве. Есть, скажем, мастерская по ремонту холодильников. Ей время от времени нужна ручка от холодильника Атлант. От производителя такие ручки получить сложно (повисание ребёнка на дверце -- негарантийный случай), а когда и можно -- дорого и долго. А спрос есть. Мастерская может сделать несколько файлов трёхмерных чертежей разных ручек в требуемом для фрезеровочного станка формате, а потом пользователю предлагать несколько ручек на выбор. Когда пользователь определился, мастерская скидывает по e-mail заказ в место, где сдаётся в аренду чудо-станок, и наутро заказ готов, можно привинчивать. Думаю, что на изготовление файла уйдёт тысяч 5 рублей, но зато потом ручки весом в 100 грамм будут по себестоимости металла (8 рублей) и услуг аренды станка на 10 минут (?? наверное, сейчас такая услуга вообще не предлагается, но в будущем будет недорога).

Вообще, было бы интересно попробовать какую-нибудь из таких технологий в действии. Думаю, что софт уже есть (Autocad?). В Москве есть представительство фирмы Roland. У неё станки пожиже, чем у рекламируемой тобой Matsuura, но тоже ничего (примеры фрезеровки) и стоят более доступно, есть модели за 3000 евро. Может быть, в России уже появились места, куда можно (официально или неофициально) послать файл по e-mail и потом получить по почте изготовленную трёхмерную деталь? (положив кому-то деньги на сотовый телефон или там переслав через сбербанк?)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-02-06 12:06 pm (UTC)
2. "На таможенные пошлины, склады, транспортные расходы и страховку доставки уходит львиная часть себестоимости всего, ввозимого в РФ".

После изобретения контейнерных перевозок поговорка "за морем телушка -- полушка, да рубь перевоз" стала неверна. Большой контейнеровоз Edith Maersk берёт по 170 тысяч тонн при экипаже всего 13 человек, т.е. один член экипажа на 13 тысяч тонн груза. В стандартный морской 40HC контейнер можно грузить 30 тонн, 75 кубометров. Цена за его доставку от китайского порта до Москвы около $3500-4000, т.е. около 10-15 центов за килограмм, или 50 центов на кубометр.

Таможенные пошлины на большинство товаров невелики (5-10%); основной платёж таможне при импорте это НДС (который, вопреки общепринятому заблуждению, платить надо с полной стоимости импортируемого товара). Но НДС надо платить и при внутреннем производстве. С другой стороны, и импортёры, и производители внутри РФ от НДС уклоняются и реальные затраты составляют около 3-4%, а не 18%.

Страховка логистики составляет около 0.15% от стоимости товара.

Складские расходы мне трудно сказать точно, но они тоже невелики (менее 1% от стоимости товара).

Под этим пунктом я имел в виду не только непосредственные, но и косвенные затраты. Например в случае контейнерных перевозок явно напрашивается промежуточный склад (пустым контейнер гонять негоже), а там и необходимость управления складскими запасами и замороженными в товаре деньгами (и, кстати, сколько месяцев идет судно до Москвы?). В случае большого количества наименований (сколько там в одной декларации может быть пунктов? 50?) на одних декларация обанкротишься. Но главное - это все вместе увеличивает риски, причем значительно.

3. Думаю, что предсказываемая тобой революция случится в первую очередь на мелкосерийном производстве..
Любое крупносерийное производство начинается с мелкосерийного. :) Кроме того речь идет не только о обработке металла (что изображено в ролике), но и создании пластиковых и каучуковых деталей (с промежуточным этапом металлообработки для создания пресс-формы), да вообще - ВСЕ. Включая их последующую сборку.



Edited at 2010-02-06 03:07 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gaz_v_pol
2010-02-07 06:07 am (UTC)
Контейнер из Гонконга до Котки плывёт около 30-40 дней + ещё неделя, чтобы на грузовике доехать до Москвы. В одной ГТД можно указать до 299 товаров (если не ошибаюсь), но какая разница? Если у тебя в инвойсе 1000 позиций, подавай несколько ГТД, где тут дополнительные расходы? Насчёт промежуточного склада не понял -- обратно контейнер идёт пустым, да.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-02-07 03:10 pm (UTC)
+время растаможки
+риски задержки товара на таможне (натыкался, знаю).

Про промежуточный склад - я имел в виду требуемые обьемы. Например я как-то вез из Германии 1.5м3 груза. Зачем мне для этого контейнер?

Что касается деклараций - я отталкивался от информации вот в этой статье: http://www.novayagazeta.ru/data/2009/102/18.html Тама гонят?
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: maxtar
2010-02-06 12:10 pm (UTC)

Re: Автоматизированные фабрики

Занимаюсь разработкой этой футурологической темы с 2004 года.
Ух ты! Можно подробнее?

Теперь вопрос на засыпку. Какая важнейшая технологическая инновация должна быть внедрена, чтобы появились автоматизированные фабрики?
По моим оценкам - все необходимые технологии существуют, но большинство в РФ не внедрены. Т.е. их много таких, поэтому вопрос заставляет меня предполагать, что я чего-то важное упустил. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: maxtar
2010-02-07 03:53 am (UTC)

Re: Автоматизированные фабрики

Спасибо за подробный и крайне интересный ответ. Признаться, я думал что эта задача уже решена.

А вы занимаетесь как раз этими искусственными мышцами?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fortochnik
2010-02-06 08:49 am (UTC)
Утопия.
1. Проектировочный софт надо разработать и дорабатывать. Кто это будет делать? Индусы. Вот тебе уже слабое звено.
2. Если всё это делать на "заводах-автоматах", то технологически изделия должны быть унифицированы. Т.е. грубо влезть на конвеер. Значит мы очень ограничены в форм-факторых и пр. Итог - имеем изделия собраные из кубиков. Индивидуальность тут уже не получить.
3. При чем тут отходы? Ты дал пример обточки алюминиевого БЦ. Его по другому не сделать. Будь он из стали - было бы литьё. Отходов на порядок меньше.

Итог. На текущий момент необходимо полностью перестроить всю тяжёлую промышленность, дабы получить возможность хотя бы приблизительного внедрения подобной цепочки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-02-06 12:15 pm (UTC)
На счет утопии - согласен. Но многое, что сейчас для нас привычно (тот-же компьютер почти в каждом доме) - раньше казалось утопией.

1. Софт могут разработать и отечественные програмисты.
2. Вовсе необязательно. Сейчас все изделия делаются на схожих устройствах, но получаются разными. :) Для разных типоразмеров можно (и нужно - экономия) предусмотреть разные конвееры.
3. Из стали БЦ не делают, разве что из чугуния. :) Тем не менее - отходы это то, о чем любят много говорить.

По-поводу твоего итога хочу отметить, что тяжелую промышленность и так надо полностью перестраивать - отстали малость.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fortochnik
2010-02-06 12:25 pm (UTC)
Не утрируй. Я говорю про совершенно разный технологический уровень. Я не говорю что такая ситуация в принципе не может быть внедрена. Только вот моей или твоей жизни боюсь может не хватить. :)

1. Ну ну. Тогда надо ещё и народ надо поменять. :)
2. Ты говоришь о комплектующих. А описал ты процесс создания продукта из модулей. Это немного другое.
3. Не суть. Аналогия понятна примерно. Говорить можно и о потеплении глобальном - была бы суть разговора.

Да её надо перестраивать в мировом масштабе. Весь подход к ней.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-02-07 03:55 am (UTC)
Никит, почитай комментарии выше - сюда забрел специалист, как раз этим вопросом занимающийся.

И из разрозненных данных получается, что это реализуемо при нашей жизни.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fortochnik
2010-02-07 12:23 pm (UTC)
Почитал. Остался при своём мнении. Жду результатов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: axyd80
2010-02-07 03:19 pm (UTC)
По-моему проще переделать бизнес идею и ее реализацию так чтобы они реализовались чем менять под них всю окружающую среду.

Это все по видимому постепенно будет внедрено, но потом возникнут другие проблемы, там копейки все будет стоитть или еще что, ну те бабло получить когда все это будет легче не станет :)
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: maxtar
2010-02-08 04:38 am (UTC)
Это нужно для упрощения вывода продуктов на рынок, создания "социально-экономического лифта", без которого начинающим производителям успеха не добиться.

Крупным компаниям на первых порах это будет неинтересно, пока они не перейдут на бизнес-модель а-ля аппартно-програмное обеспечение, где основной вендор делает платформу, масса доработок которой дает работу независимым разработчикам.

Правительству, например РФ - это даст требуемую инновационность, небошой шаг от статуса сырьевого придатка.

Потребителям - даст гибкость выбора. И продажи-маркетинг при этом, кстати - станут еще более востребованы. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: maxtar
2010-02-08 06:58 am (UTC)
Немного модернизирую твой пример:
"Мне нужны кросовки. Я знаю, что Найк, Адидас и Рибок - нормальные фирмы. Еще прикольные и очень удобные кросовки марки "Ваня Иванов" видел у соседа, а знакомые в блогах тащатся от кроссовок "Футурама". В интернете нашел их шоу-рум, зашел и примерил (там можно только посмотреть-потрогать и примерить, купить нельзя) - решил купить и те, и другие, оплатил через интернет. На следующий день они пришли мне бандеролью."

и приведу другие примеры:
"Нужны особенные кроссовки - с утяжеленной подошвой на базе модели "Агроном", и чтобы правый кроссовок был на 5 см выше левого. Для этого заходим на сайт фриланс.рф и в разделе "проектирование обуви" подаем обьявление. За 3000 рублей профи в этом деле за час делает нам проект и высылает на е-мейл файл, который передается на фабрику, оплачивается по интернет и через два дня получаем требуемое".

или так:
"Во время безудержного секса в ванной сломался кронштейн раковины "Азазелло-апполон". Пишем письмо производителю, получаем в ответ файл, пересылаем на фабрику.."
или так:
"Подписались на клубном сайте автолюбителей автомобиля "ГАЗ Молния" на новости по улучшениям. С интересом обнаружили возможность установки Head-Up Display (дополненная реальность путем проецирования информации на лобовое стекло). Увиденные ролики и примеры впечатлили, заказали, получили файл и инструкции..."
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: maxtar
2010-02-08 08:19 am (UTC)
Дважды ты упоминаешь, что тебе нужно не файл, а конечный продукт. Я же веду к тому, что разница между файлом и конечным продуктом будет _минимальна_. И в том-же интернет-магазине вместо "получить файл" может быть "заказать" - никакой разницы в процедуре не будет. А по срокам - ты знаешь, что полочка в холодильник Electolux поставляется на заказ в течение двух месяцев?

Затем что касаемо нонейма и левизны. Во-первых при формировании любого продукта разработчиком уже определены физические критерии качества (см. заметку, "При этом разработка имеет массу параметров применимости, условий использования, ограничений по вибрациям, мощности, итд."), т.е. в случае кроссовок - элластичность, прочность, да хоть устойчивость на разрыв! Во-вторых для тех, кто не хочет разбираться в этих терминах - ничего не мешает на их основе делать независимое "ОТК"! Нонейм - он потому и нонейм, что _скрывает_ технологические особенности, благодаря которым достигается экономия. А тут все будет очевидно.
(Reply) (Parent) (Thread)