?

Log in

No account? Create an account
Предпосылки возникновения ITIL - Хроника затяжного прыжка [entries|archive|friends|userinfo]
maxtar

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Предпосылки возникновения ITIL [Jan. 21st, 2010|12:18 pm]
maxtar
[Tags|, ]

Приведенная картинка достаточно полно определяет отношение между ИТ и другими подразделениям. Причем, что характерно - другие подразделения характеризуют ИТ-отделы в аналогичных терминах. А чуть покопавшись во внутрикорпоративных отношениях большинства компаний - можно с удивлением обнаружить, что практически каждое крупное подразделение оценивает себя значительно выше, чем окружающих.

Это предсказуемо и понятно: каждому ближе свои функции и задачи. Мельтешение других людей, делающих нечто непонятное (либо производящее понятные действия крайне запутанным или усложненным путем) вызывает легкое недоумение, переходящее в недовольство. Поэтому вместо ИТ-отдела на этой картинке может быть какой-нть "отдел маркетинга" или "бухгалтерия".

Между тем у ИТ есть характерная особенность: ИТ-технологии стоят ощутимых денег. Причем связи между непосредственными тратами на какой-либо сервер и преимуществами, получаемыми организацией - отследить затруднительно, а доказать и обосновать - еще труднее. А уж сделать все по-уму и провести PIR зачастую невозможно.

С точки зрения бизнеса это невыгодно отличает ИТ от тех-же маркетологов-рекламистов, которые тоже непонятным способом осваивают большие бюджеты. Но у этих хотя-бы есть понятная любому бизнесу цель, подсчитываемая "доля рынка" и относительно субъективные (не связанные напрямую с рекламными компаниями), но поддающиеся учету результаты - продажи. Причем зачастую у них работает принцип: "отрицательный результат - тоже результат", который неприменим для ИТ.

Получается патовая ситуация: ИТ хочет бабла непонятно на что, бизнес ему дает это бабло (пытаясь максимально ограничить аппетиты ИТ), а потом ИТ еще огрызается "я же вам говорил, что надо больше бабла"! Дополнительных красок добавляет периодически наблюдаемая картина под названием "слетающиеся мухи на мед""ИТ-специалисты купили новую крутую железку", что дает основание бизнесу полагать, что эти люди просто получают удовольствие за его деньги. Временами напоминает семейную ссору, вызванную попыткой жены обосновать мужу необходимость приобретения 10-й пары туфель. Редкая женщина сможет обьяснить это понятными терминами (из разряда: имеющиеся туфли несовместимы с другими элементами гардероба), а редкий муж сможет понять (и принять), что без этих туфель она скорее всего тупо будет считать себя несчастной (потеряет свою производительность).

Короче - бизнес ИТ просто терпит. А на фоне проникновения ИТ в быт у бизнеса часто стали наблюдаться резонные, но зачастую совершенно не обоснованные вопросы из разряда: "зачем платить за создание этой БД миллион долларов, если я за вечер ее налабал на Access"? Впрочем и ИТ часто перестраховывается, закладывая излишний запас производительности и емкости в закупаемых и разрабатываемых системах.

Есть неплохая книга под названием "Блеск и нищета информационных технологий". В числе прочего - в книге проводилась четкая параллель между бумом ИТ-технологий конца прошлого века и этапом всеобщей электрификации. Аналогия оказалась для меня неприятной, но легла на подготовленную почву. Интересующимся могу порекомендовать почитать эту книгу и истории времен плана ГОЭЛРО, которые мне очень напомнили середину 90-х для ИТ-специалистов. Во времена развертывания отечественной энергетики специалистов было явно недостаточно, создание и обслуживание электростанций и перевод производств на электричество вызвали просто бум в этой области. Но после появления электричества в каждом доме - технология постепенно стала привычной, появились правила работы, стандарты и инструкции, специалисты стали низкооплачиваемыми, а потребность в квалификации сильно снизилась.

С тех пор сложность и грандиозность обьектов отечественной энергосистемы никуда не делась. Многотонные махины генераторов, специальные рубильники переключаемые сжатым воздухом (человеку рядом с ними находиться в этот момент смертельно опасно), гудящие трансформаторы высотой с пятиэтажный дом, растянувшиеся на квадратные километры подстанции, озонирующие и жужжащие 500кВ линии электропередач, сложнейшие механизмы поддержания единой частоты на территории почти всего СНГ (и всех тысяч и тысяч электро-генераторов). И все это работает, несмотря на регулярно декларируемый износ генераторов, низкий КПД турбин и громадные потребности в инвестициях. Даже ужасная авария на СШГЭС не привела к остановке энергоснабжения ни одного региона. А электричество из обычной розетки все так-же может лишить жизни..

Я склонен считать, что ITIL как раз является одним из самых серьезных изменений, появившихся в ответ на потребность бизнеса в преобразовании "профессии энтузиастов" (которой был ИТ) в одну из привычных инфраструктурных технологий, которыми сейчас являются телефон и электричество. Причем в этом процессе РФ далеко не "впереди планеты всей", что позволяет оценить тенденции. Благо сейчас процесс стандартизации ИТ-приложений только начинается. К слову - плечом к плечу с ITIL идут и другие методологии и стандартны: PMBOK, CMMI, BABOK, EABOK, QAT, UML и много других страшных слов, которые имеет смысл знать и понимать ИТ-специалистам. А все перечисленное вместе - сильно изменит картину мира. И появление концепции SAAS и структуры лицензирования "за использованное время" - скорее вызвано отставанием в появлении ИТ Сервис-провайдеров. Впрочем - подробнее в следующих заметках.

А теперь, для закрепления темы, приведите в комментариях к этой заметке примеры "недовольства бизнесом со стороны ИТ" и "недовольством ИТ со стороны бизнеса" из вашего опыта. Чтобы было понятно: под бизнесом подразумеваются все _не_ ИТ-подразделения (но пользующиеся компьютерами).

Просьба оживленно комментировать и публиковать ссылки на запись. А то мне надоест. :)

Мои заметки на тему ITIL:
(Предпосылки возникновения ITIL)
(История, суть и место ITIL среди IT-стандартов)
(Из чего состоит ITIL, основополагающие принципы)
(Процессы ITIL и их связи)
(Обучение и перспективы ITIL)
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: expolit
2010-01-21 05:22 pm (UTC)
Эх, я вот работаю в АЙТИ, только не в обслуживании своего бизнеса, а в создании продукта. Поэтому я не поддерживаю бизнес, а создаю его =), короче - мне нечего сказать по этой теме, а статья - замечательная.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: he_kahtobatb
2010-01-21 07:53 pm (UTC)
Круто, круто! Я как раз айтишник, но сейчас нахожусь почти по другую сторону баррикад. Сегодня мне предстоит доказать, что в нашем крупном бизнес-и-ит проекте лучше взять не крутейший IBM Power 5 + AIX, а оставить простенькие HP BL/DL380 и Red Hat EE. Разница в расходах примерно на 2 порядка (да, примерно в 100 раз).

Самое смешное - меня не волнуют вопли ни одного из админов, что им неудобно работать с Red Hat. На сэкономленные деньги я вполне могу нанять двоих (кому удобно) лет на десять.

А ты уверен, что хочешь говорить именно об ITIL? Пока описанное попадает под обычный кост-бенефит анализ...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-01-22 03:48 am (UTC)
Это вводная статья, в ней пришлось даже опустить некоторые из предпосылок, оставив самое существенное. А кост-бенефит анализ с ITIL получается как раз значительно полноценнее, например в твоем примере (Power5+ или DL380) к костам имеет смысл добавить прочие затраты - интеграционные и инфраструктурно-эксплуатационные (если остальная инфраструктура трудится на IBN Power* они могут превысить все возможные прямые и коственные выгоды).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: flying_lj
2010-01-23 06:42 am (UTC)
>В числе прочего - в книге проводилась четкая параллель между бумом ИТ-технологий конца прошлого века и этапом всеобщей электрификации. Аналогия оказалась для меня неприятной, но легла на подготовленную почву. Интересующимся могу порекомендовать почитать эту книгу и истории времен плана ГОЭЛРО, которые мне очень напомнили середину 90-х для ИТ-специалистов.

Аналогия, мне кажется, не совсем корректная: электрификация - узкое направление, большинство организаций с ним непосредственно дела не имеет. ИТ - то что используется всеми, как бухгалтерия или маркетинг. То есть область ИТ на порядок шире.

Интересно, спадает ли спрос на ИТ специалистов в странах развитого капитализма?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-01-23 07:39 am (UTC)
Вот не соглашусь - электрофикация (даже в бытовом виде) имеет массу аналогий с компьютеризацией. С электричеством сейчас имеют дело все, каждый может поменять лампочку или кинуть удлинитель. А в свое время для этого вызывали специалистов, как ни абсурдно сейчас нам это может показаться.

На счет спроса на ИТ-специалистов забугром - не знаю, увы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ifreedom
2010-02-19 09:07 am (UTC)
по опыту - основное недовольство Бизнеса, вы уже назвали: ИТ просто терпят, не понимая зачем оно тратит деньги.

Недовольство ИТ:
никто не ценит что мы делаем;
на нас все держится, а вы нам денег не жалеете;
мы знаем что лучше делать, что бы фирма не пострадала, а вы нам не верите
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-02-21 07:39 am (UTC)
Согласен, все аналогично моим выводам.
Кстати - у меня в загашниках очаровательная история про то, как нужно себя _ставить_ экологическому подразделению в глазах руководства. ИМХО подобное в ИТ игнорируется.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ifreedom
2010-02-22 05:56 am (UTC)
ждем статью ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: serg_on_zver
2010-02-23 04:30 pm (UTC)

есть такое дело

А есть еще и "экивоки" типа: "_ВСЕ_ (вариант - _ДРУГИЕ БАНКИ_) тратят на ИТ на порядок меньше!!! А ты нам тут твердишь, дай денег на то, дай на это!"
Ясное дело - конкретики никакой не приводится :)
Есть и смешные заявления. Когда я просил денег на ITSM-проект, услышал буквально следующее - "Вы итак хорошо работаете, нас устраивает, безо всякой научной организации труда"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-02-24 03:59 am (UTC)

Re: есть такое дело

Все очень хорошо знакомо. :)

Спасибо за примеры, они будут использованы в заметке про ITIL/Service Strategy
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: none_smilodon
2010-03-17 08:35 pm (UTC)

Извиняюсь за многословие

Я с ИТ особо не связан, но мне в этом плане круто повезло. Я был знаком с: а. старым спившимся кибернетиком б. младшим научным сотрудником советского НИИ в. системным программистом начала девяностых.

Так вот, мое наблюдение: старый кибернетик в деталях знал какая логика в тразисторах, как может работать память, итд но уже нихрена не понимал в программируемых элементах; научный сотрудник мог из диоов-резисторов и прочей хрени паяльником сварганить нечто способное к подсчету, но нифига не понимал как оно работает и понятное дело еле-еле мог работать даже в Виндовс; системный програмист мог наваять вирус который запишется в MBR, по памяти мог оживить материнку при помощи видеокарты ISA, но нифига не понимал логики, ни принцип вычислений, и впадал в ступор от всяких AJAX.

Я лично не уверен что если завтра случайно исчезнет с лица земли оборудование Интел, АМД, Техас Инструментс и Моторола, кто-то сможет сварганить его с нуля.

Интересный момент, под конец СССР был такой проект - Энергия-Буран, идея - очень дорогой стотонный утюг спускается с орбиты и без участия человека приземляется на землю. Утюг подняли в космос, опустили вниз и заставили приземлиться, параллельно он заставил сильно обоср*ться своих создателей, выбрав оптимальный, но не прогнозировавшийся маршрут. Интересный момент тут в другом, в одном тексте про Буран я прочитал интересную фразу типа "восстановление програмного обеспечения невозможно, в виду того, что сохранившееся пленки могут быть прочитаны только на оборудовании, ни одного работающего экземпляра которого не сохранилось". У ИТ уже своя дамасская сталь, секреты производства которой потеряны.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-03-18 04:04 am (UTC)

Re: Извиняюсь за многословие

В приведенных примерах люди в общепринятом смысле ИТшниками не являются, я бы скорее их назвал электронщики/микроэлектронщики. Эта достойная профессия кстати является до сих пор актуальной, такие люди получают неплохие деньги, но работают на несколько другом уровне. У меня есть знакомые в этой теме. Там делают такие вещи, как разработка и производство новых чипов, схем и приборов. К моему большому удивлению - в их арсенале есть даже такие вещи, как прозрачные TFT-матрицы (их можно к очкам для "дополненной реальности" присобачить), FPGA собственного изобретения. Сейчас в ту отрасль вливают хорошие деньги под эгидой "нано-технологий".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: none_smilodon
2010-03-18 09:27 am (UTC)

Re: Извиняюсь за многословие

По аналогии с электрикой скажу что спившийся товарищ это тот кто отличает вольты от амперов, работник нии может собрать маслянный переключатель, системный программист умеет работать с нулем и фазой, ну а я вероятно могу вкрутить лампочку. Самое смешное, что для друг-друга мы волшебники.

Про нано тема отдельная, характерная особенность нанотехнологий - все кто разбирается в нанотехнологиях отрицают существование нанотехнологий. Особенно на симпозиумах по нанотехнологиям. В России судя по состоянию Ангстрема, нанотехнологии несмотря на "бюджеты", "модернизации" и прочие "инновации" дальше грызловсих фильтров не вылезут. Лесопилки и прачечные работают на всю, потому дело глина.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-03-18 11:57 am (UTC)

Re: Извиняюсь за многословие

Про нанотехнологии хочу сказать - да, у нас они не на столько нано. Ибо нехватает базовых (инфраструктурных) вещей, даже тех, которые мерятся в мм. Но еще больше наблюдается нехватка должным образом преподнесенной информации.

Вот, к примеру, перечень проектов РосНано, лично меня он впечатляет: http://rosnano.ru/Section.aspx/Show/15606
(Reply) (Parent) (Thread)