?

Log in

No account? Create an account
Кризис закончился? - Хроника затяжного прыжка [entries|archive|friends|userinfo]
maxtar

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Кризис закончился? [Oct. 27th, 2009|02:04 pm]
maxtar
Кризису(тм) случилось уже больше двух лет. Первые признаки пришлось на середину 2007 года, серьезные основания беспокоиться появились осенью 2007 (когда уровень проблематики стало возможно оценить по закрытию финансового года в США). В РФ первые признаки появились той-же осенью 2007, когда усложнилось и подорожало забугорное рефинансирование, приостановились многие венчурные проекты, усложнились продажи бизнесов (я на это наткнулся) и стали по-тихоньку спадать объемы продаж недвижимости. Для большинства россиян кризис не стал очевиден даже осенью 2008 года, когда о этом уже трещали все средства массовой дезинформации.

Я о кризисе начал писать, объясняя связь фондового рынка, банковских структур и последствий для обывателя (вот тут), потом упоминал его (тут), развернуто отвечал о влиянии кризиса на обывателя (тут), оценивал промежуточную ситуацию (тут), описывал природу кризиса в вакууме (тут), опасался перехода финансового кризиса в социальный (тут), провел опрос и оценил его результаты (опрос тут, результаты тут), провел промежуточные итоги на весну 2009 года (тут).

В вышеперечисленных заметках я предполагал:
1. На банки окажет влияние падение ФР. (сбылось).
2. Начнутся банкротства и слияния-поглощения в торговой и производственной сфере (сбылось, но меньше ожидаемого).
3. Падение стоимости недвижимости (сбылось, но меньше ожидаемого)
4. Сокращение персонала (сбылось, но меньше ожидаемого)
5. Падение платежеспособности населения (сбылось, но значительно меньше ожидаемого).
6. Развитие кризиса по сценарию "спирали" (сбывается).
7. Если фондовый рынок РФ покажет стабильный рост осенью, то кризис кончится весной 10 года (в процессе проверки).

Попытавшись предположить, что ждет нас далее - понял наличие серьезных противоречий в понимании людьми этого кризиса. По-больше части кризис прошел мимо населения, что вполне обьяснимо: уровень товарной закредитованности, количество ипотечных кредитов незначительно, а частных инвесторов - единицы. Трудовая мобильность (готовность к смене места работы) - на высоте и проблемы работодателей не становятся личными проблемами сотрудников, по-крайней мере чаще всего не становятся (проблемы моно-городов во внимание специально не беру).

Проведенный недавно опрос в сравнении с весенним опросом показал ожидаемые результаты: падение интереса к самой теме кризиса, снижение эмоционального напряжения и тому подобное. Иначе говоря - читатели этого ЖЖ вполне успешно адаптировались к новой ситуации и не видят в ней серьезных угроз своему быту, даже несмотря на появившуюся необходимость экономии и отказа от отдельных трат. Запас прочности - позволяет.

На этом фоне по ТВ активно рекламируются "зеленые ростки", обьявляемые признаками завершения кризиса. Я соглашусь с этим мнением с одной оговоркой: завершился финансовый кризис. А вот трястись и меняться под воздействием последствий кризиса - экономика будет еще долго, но на среднестатистического гражданина скорее всего не повлияет.

Таким образом есть основания полагать, что "хуже не будет". Количество актуальных вакансий растет с опережением сезонных показателей, деньги наконец-то начали поступать в коммерческий сектор, падение конечного спроса остановилось, а в некоторых категориях - даже увеличилось. Началось броуновское движение персонала: народ стал активно искать место "получше", пытаясь поквитаться с работодателем за урезания-задержки заплат или просто за потраченные нервы.

Но на быстрое восстановление рассчитывать не приходится. Например из-за политики ЦБ, который на фоне помощи банкам умудряется уменьшать количество денег. Такие действия, особенно в условиях кризиса видятся откровенно анти-российскими и именно из-за них маловато денег доходит до коммерческого и производственного сектора. Так, как я не верю в возможность существования правительства, которое само рубит сук, на котором сидит - мне видятся в этом продуманные меры по борьбе с инфляцией (материалы по теме: тут и тут). И я все больше нахожу подтверждений этому, например заявления официальных лиц (которые как-то раньше пролетали мимо ушей). Перспектива победы над инфляцией - это серьезно. Это изменит все формулы дохода: на недвижимости (с чего ей будет расти?), на фондовом рынке (корректировка ожиданий на основе инфляции уйдет в прошлое), даже рост зарплат в таком случае скорее остановится. Должны будут появиться источники "длинных денег". Все в комплексе приведет к изменению экономики и привычных способах дохода. Впрочем, судя по опросам - и к этому быстро адаптируются.

Если обобщить все вышесказанное, то получится примерно такой прогноз: несколько лет подряд все останется примерно так-же, как сейчас.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: rus_base
2009-10-27 03:57 pm (UTC)
п.3 и п.5 будут продолжать развиваться.
П.7 мало имеет отношения к реальной жизни. Просто на нем очень сильно сыграли вниз. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2009-10-28 06:27 am (UTC)
Время покажет. (3)По недвижимости - нерезиновая и ближнее подмосковье являются местом притяжения понаехавших, которые могут хлынуть сюда из-за бесперспективности домашних регионов и сломать весь тренд и испортить прогнозы. (5)Что касается платежеспособности - она тоже ушла ниже медианы за счет накоплений и без снижения зарплат скорее вырастет в близжайшее время путем удоволетворения отложенного спроса на мелочевку всякую.

По ФР (7) был период, когда он был перепродан, да. Но уже летом по доходности он пришел в норму и его дальнейший рост показывает исправление ситуации.

ЗЫ На счет Сколково что думаешь?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rus_base
2009-10-28 10:59 am (UTC)
п.3. Вот эту фигню про нерезениновую тебе втолковали риэлторы и девелоперы.
п.5. Не вырастет. Наблюдаю за собой, что взгляды на некоторые вещи сильно поменялись. Я стараюсь больше дома готовить. :)
Мне тут в ноябре сильно грозят жестким посадом рубля и нефти. Соответственно РЦБ тоже сядет. Смотрим, ждем.
З.Ы. Сколково я мониторю уже года 4. Мой вопрос даже как-то попал для ответов Варданяну. Не знаю достаточно английский.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2009-10-29 05:53 am (UTC)
3. Ну по недвижимости я сам себе реэлтор и данными оперирую из первых рук. :)
5. Примерять по себе не самое обьективное. Мы с тобой нерепрезентативны. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gosh100
2009-10-27 10:01 pm (UTC)
А любые действия правительства в экономике можно представить с равным успехом как вредительскими, так и разумными.

Если бы щас деньги раскидывали с вертолета, то шли бы вопли про раздувание необеспеченной денежной массы.

Так шта усе нормально. Если инфляция действительно выйдет одноцифренной - это будет отлично.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2009-10-28 06:30 am (UTC)
А давай прикинем, к чему приведет инфляционное таргентирование? Ведь это новая реальность будет, ситация абсолютно непривычная с начала перестройки!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gosh100
2009-10-28 07:04 am (UTC)
Ну... я не специалист в вопросе, могу говорить только банальности:
- сначала уменьшится скупка Центробанком долларов в ЗРВ, соответсвенно курс рубля будет более волатильным, причем особенно в сторону укрепления
- отсюда рубли будут более востребованы как средство накопления, как резервная и расчетная валюта
- люди понесут больше рублей в банки и на более долгий срок
- банки получат больше денег, смогут снизить проценты по кредитам, легче станут выдавать, ипотека подешевеет
- РТС с МВБ однозначно будут расти при укреплении рубля (особенно РТС)

- вообще планировать и делать инвестиции в любых аспектах (бизнесе, банках, девелопменте и.т.д.) при низкой и предсказуемой инфляции на порядок проще, но это дойдет очень не скоро до действующих лиц. Тут нужно время, чтобы убедить людей. Несколько лет.

- из минусов сальдо внешней торговли будет стремиться к уменьшению (экспорт подзагнется, импорт подвырастет), ну и соответсвенно все обычные проблемы с конкуренцией.

Так что если действительно удастся ее снизить и четко контролировать (пацан сказал-пацан сделал) - плюсов однозначно больше. Но они проявятся не сразу.
Минусы, к сожалению - сразу, в виде падающего сальдо и давления импорта.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2009-10-28 07:19 am (UTC)
Да, это ожидаемо, но слишком далеко от народа. :) Более интересным выглядит то, что будет влиять непосредственно на граждан.

Предполагаю изменение зарплат (думаю - будут постепенно падать в процессе), постепенное падение цен на недвижимость (примерно по японскому сценарию).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gosh100
2009-10-28 10:37 am (UTC)
Связи с зарплатами не усматриваю. С чего бы им падать из-за таргетирования инфляции? Ведь до дефляции ее точно не дотаргетируют.

Падать они могут из-за экономического спада, а тут связь как бы неоднозначная. Точнее, в кратковременном масштабе уменьшение инфляции поддушивает экономику, да. А вот дальше должен пойти рост экономики и з/п в том числе. То же самое и с ценами на недвигу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2009-10-29 06:09 am (UTC)
Я оцениваю инфляцию как основной драйвер роста зарплат и цен на недвижимость. Эдакий заколдованный круг: народ ожидает увеличения доходов, под увеличение доходов берет кредиты, которые оправдываются ростом цен на кредитные товары (в т.ч. недвижимость), рост цен оправдывает (и позволяет бизнесу) повышение зарплат. А сама недвижимость при начале строительства оценивается не по текущим, рыночным ценам, а под грядущий рост цен на нее. К этому привыкли, как жить иначе - никому непонятно.

Когда инфляцию из этого уравнения уберут (точнее - снизят влияние) - поводов для понижения зарплат будет больше, чем для их повышения. И получится их плавный спад, который сначала будет продиктован кризисными явлениями, а потом - снижением инфляции.

Какой-либо рост или стабилизацию зарплат можно будет ожидать только после начала роста экономики, который борьбой с инфляцией будет приторможен и перенесен на года. Как ты писал - плюсов будет больше, но позже. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gosh100
2009-10-29 08:04 am (UTC)
Ну вроде похоже, но я как работодатель могу сказать, что просто не буду повышать зарплату, чем буду снижать. Я снижение даже не рассматриваю.
Тут ведь какая ситуация - люди, которые работают сейчас - просто не поймут. Обидятся, будут воровать. Им никаким таргетированием инфляции это не объяснишь. Для новых работников можно было б установить поменьше, да. Но я развиваться вширь тоже не планирую.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2009-10-29 08:24 am (UTC)
А в большом и среднем бизнесе снижают. Но даже "неповышение" зарплаты сотрудниками по-привычке оценивается как снижение, да и инфляция внесет свою лепту. Вот, кстати, график (http://hh.ru/article.xml?articleId=769) отражающий количество обидившихся:
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gosh100
2009-10-29 12:18 pm (UTC)
Да, "большим" походу проще. У меня же 6 человек, люди по 5-7 лет работают. Дни рождения отмечаем и все такое. Я никак з/п снизить не могу.
А у них просто строчки в ведомостях. Захотел - вычеркнул, захотел - урезал циферки в пару раз.

Да оно и тоже к лучшему. А то перед кризисом все зажрались. Надо чтоб народ встряхнулся и понял, что деньги нужно ЗАРАБАТЫВАТЬ.
(Reply) (Parent) (Thread)