Байдарочный поход по реке Суна (Карелия, май 2007). - Хроника затяжного прыжка [entries|archive|friends|userinfo]
maxtar

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Байдарочный поход по реке Суна (Карелия, май 2007). [May. 21st, 2007|04:59 pm]
maxtar
С 7-го по 12-е мая был в байдарочном походе в Карелии. Поход был запланирован на 3 ходовых дня, стартовал в пограничной зоне, проходил через 4 озера и шел по реке Суна, заканчиваясь в районе поселка Гирвас. Как запасной вариант на случай льда на озерах рассматривалась параллельная речка Семча. Маршрут очень простой, без серьезных порогов, с массой "фирменных" стоянок.

В поезд погрузились весело, с прибаутками, отбиваясь от недовольной проводницы (чего они так напряженно относятся к туристам?). Веселья добавляло то, что в соседнем вагоне ехала компания с парой знакомых, тоже в Карелию, но на другую речку. Ходили в гости, фотографировались. Разнимали легкую драку (какой-то пьяный в жопу мужик в тамбуре до них докопался). Проснувшись рассматривал фотографии, спрашивал - "кто все эти люди". :)

Утром 8го в Петрозаводске мы погрузились в заранее заказанную газель и посетили местный аналог Ашана. В 10 утра немногочисленные покупатели с вниманием втыкали в громко излагаемую мной информацию о качествах различных тушёнок (кстати, разрекламированная мной была сметена с прилавка сразу после нас). Потом взяли слегка пивка, определили консенсус по количеству водки (меньше, чем обычно, но больше, чем предлагал самый "слабый" член экипажа). Вообщем - закупились, поместились и поехали. Впереди оставалось около 100км по трассе и еще 100км по грунтовке. Большая часть дороги прошла в теплой и дружественной атмосфере, ставшей особенно теплой когда водитель остановился в живописном месте и (по собственному почину) угостил нас горячим чаем и бутербродами. Было очень приятно. Но через еще несколько десятков км. у нашей Газели сломался.. бензонасос. Водитель и тут оказался на высоте, достав из багажника пучек (3 штуки) запасных. Я ничего не имею против запасного бензонасоса в отечественном автомобиле, но 3 штуки! :)

Места, где мы собирались встать на стапель в результате достигли. Пока собирали байдарки, паковали вещи и готовили легкий ужин к нам пожаловал в гости пограничник. После этого я, неожиданно для себя, поверил в наличие границ России и того, что они на замке (к которому, понятное дело, можно присобачить отмычку, но замок-то есть!). Нас пересчитали, проверили, записали куда следует и отправили в плаванье. Путешествие обещало быть веселым и легким, в принципе это заметно выражению наших лиц на фотографии:

Был 7-й час вечера, хотелось где-нть встать, но под жестким управлением адмирала мы прошли озеро. Было очень красиво и умиротворяюще - сосны, много воды, плеск весел и радуга, на которую нам и надо было идти.

Пройдя озеро, мы миновали несколько швер и остановились перед более-менее интересным порогом, где заодно обнаружили более сложное препятствие в лице аборигенов, которые желали угостить нас ухой или на крайняк - одарить ее ингредиентами. Даже речку для этого переплыли. Кстати, один из аборигенов праздновал получение третьей медали, за давно закончившуюся для него Чечню, где он потерял часть ноги.. Аборигены было слегка пьяны, утверждали что эти все пороги могут пройти на трех бревнах и заняли грамотную позицию - стояли прямо перед порогом на высоком берегу:

Расстались друзьями и уфигачили дальше, пока не обнаружили "фирменную" стоянку. Там и стали. Вкусный ужин, немного водочки для сугрева и спать..

"Нас утро встречает прохладой" напевал я утром второго дня, пока не вылез из палатки. Когда я понял, что это не прохлада, а дубак, песни прекратились. Дубак отягощался противным дождем, затухшим костром, вымокшей за ночь ходовой одеждой и вообще - утром. При помощи: попилить, вымыть посуду и "соберись, тряпка" удалось привести себя в чувство, но чувство было паршивым. Собравшись, кое-как натянув на себя мокрый и холодный гидрокостюм, непромокаемую куртку (на футболку, как до меня не доперло, что то холодно?) я счел себя одетым. Ага, под ледяным дождем и при температуре незначительно выше 0.
Был дождь. Был ветер в харю. Был переход через озеро и прохождение легких порогов. Холодно! Так холодно, что не то, что покурить - у меня не было мазы прекратить махать веслом! Когда уже не было сил терпеть, мы встали на обед (чай,если быть честным) и я чисто за счет неконтролируемой дрожи тела перепилил пару бревен. :) И все это время - шел дождь. На воде я вспоминал фильм "Форест Гамп" - "дождь шел сверху, дождь шел снизу, дождь шел спереди и сзади - он был повсюду". И только внутри байдарки было почти тепло, несмотря на обилие плескающейся в ней воды. Вообщем - самое приятное воспоминание - это как мы встали на ночевку. Было так тяжело, что фотографий этого практически не делалось. Зато у нас был праздничный ужин!

На третий день погода стабилизировалась. Дождь не прекратился, но или мы привыкли, или стало теплее. Впереди было озеро, после которого идти стало бы легче - обилие порогов и красот природы должны были помочь. Но для входа в это озеро сначала мы прошли очень извилистый участок, более похожий на лабиринт. Абсолютно одинаковые берега, узкие протоки - потеряться можно элементарно. Но обычная рекомендация из лоции - держаться левого берега помогла. Домахавшись веслами до озера мы увидели где-то в далеке странно тарахтящее сооружение. Оно было ярким, разноцветным и серьезно возвышалось над водой. Все время, пока шли по озеру - догоняли. Догнали уже в конце озера, перед старым мостом, где удалось разглядеть попутчиков. Это яркое оказалось рафтом и наваленными на нем вещами и с подвесным мотором. :) Догнать удалось из-за того, что прямо перед мостом были сильно провисшие провода, некоторые были прямо в воде. Мы не стали проверять наличие в них электричества и обошли вслед за рафтами рядом с берегом. Беседа с "коллегами по увлечению" не получилась - те выяснив, что мы из Москвы как-то прекратили беседу. Обидно...
Потом еще немного прошли и встали на предмет выпить чайку и половить сотовую связь (надо было сообщить водителю о том, где и как нас забирать). Рядом с тем местом, где мы остановились был высокий холм. Судя по данным GPS разница высот была около 200 метров. Вот туда я и взобрался. Сотовая связь там не ловилась, но красота была неописуемая, жалко я не догадался взять с собой фото-аппарат.. Когда выяснилось, что связи не будет - стали держать совет. Сначала мы планировали дойти сразу до последнего озера, откуда до места выброски - рукой подать (точнее - перейти через озеро). Но прикинув, сколько времени мы потратили на подготовку стоянки и сбор дров приняли решение встать утром пораньше, точнее в 6 часов. Что и сделали. :)

Утро четвертого дня было очень ранним, но необычно бодрым. Хотя местами можно было найти прошлогодний снег:

Дождя не было, поэтому пройдя пару швер мы вырвались в пойму реки. Красота была неописуемая: каменистые берега, вековые сосны:

Идти было тяжело из-за ветра, который постоянно разворачивал нашу "Свирь". В результате периодически шли боком, что очень изматывало. Зато на небе начали начали появляться проблески в облаках и становилось ощутимо теплее. Еще несколько часов изматывающей борьбы в ветром (ненавижу ходить по поймам рек и озерам!) мы выбрались на озеро, где начал ловить МТС (а мой Мегафон, родной для тех краев оператор - все еще не ловил). После сеанса связи с цивилизацией пошли махать веслами дальше, причем наша "Свирь" пошла вдоль правого берега, а команда на "Таймени" - вдоль левого. Встретились уже в проходе на Гирвас, прошли еще немного и наконец пришли к месту завершения маршрута - к плотине. Как же приятно было вылезти из байдарки и уже совсем переодеться в теплую цивильную одежду! Кайф:

Как человек, с детским трепетом относящийся ко всему монументальному я с изучил плотину, рядом с которой мы встали. Плотина впечатляла. С одной стороны были громадные просторы воды (особенно с учетом озера, находящегося чуть вправо):

А с другой - ущелье с обнажившимся дном реки (я так понял, что это как раз и есть продолжение реки Cуны) и громадная стена плотины, сдерживающая всю эту массу воды:

Жалко, что не было времени - очень хотелось проникнуть внутрь самой плотины, благо двери легко открывались и никакой сигнализации на ней не стояло. В принципе это упущение с точки зрения безопастности (плотина защищает множество населенных пунктов от затопления). Впрочем, как я предполагаю, управление сбросом воды дублировалось стационарными щитами, удерживающими воду (на фотографии виден верх крана, которые катаясь по рельсам опускал и поднимал громадные щиты, которы первыми стояли на пути воды).

Сразу после сборов двинули смотреть на водопад "Кивач", местную достопримечательность. Кстати, водопад тоже относится к реке Суна и до постройки плотины был более интересен (ссылка на виды водопада Кивач до постройки плотины), хотя и сейчас впечатляет:

Несмотря на жуткую усталость нашел камушек больше, вскарабкался и сфотографировался на фоне красот:

Еще посмотрели на рощу карельских берез. Кто не знает: карельская береза - она сука дорогая (около 20 баксов за КИЛОГРАММ!). Отличается губительности красивым узором древесины, а сам очень корявая и внешне совершенно некрасивая, производит впечатление обычной березы, которую скрутило, развернуло и приплюснуло одновременно.

Насмотревшись на это все я смог только сесть в машину и заснуть. Я не помню, чтобы когда-либо уставал так сильно, как за время этого похода. А с нами шла хрупкая девушка, Вера, которая перенесла все тяжести похода более спокойно, чем я, хотя ей больше досталось - она шла без гидкостюма. Сильна!

Поход удался. Жалко, что погода преподнесла сюрпризы, но истина познается в сравнении. И только как следует померзнув, продрогнув можно заценить домашний уют и хорошую кухню. :)
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: komsomacho
2007-05-21 02:54 pm (UTC)
По Суне ходил 2 раза. Красивые места там, природа обалденная, конечно.
Мы, правда, по Карелии как-то больше летом всё - потеплее, да и грибы-ягоды там тоже рулят=)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2007-05-21 07:56 pm (UTC)
Летом лучше. Я теперь на майские в Карелию не ходок. Нафиг-нафиг.
[User Picture]From: kitchy_witchy
2007-05-27 09:03 pm (UTC)
летом лучше? ох мы были летом... ох от комаров замучались отбиваться! идёшь по дороге, руками машешь ))) В средней полосе столько их не бывает.
А почему не ходок? ;)
[User Picture]From: maxtar
2007-05-28 06:10 am (UTC)
Летом, когда идешь по реке - комары и мошки не кусают. А на стоянках можно и потерпеть или побрызгаться средством от комаров. Приемлимо, короче.

Но ранней весной есть другая беда - холод, ветер и дождь. На воде от них не скроешься, гидрокостюм не спасает. Таким образом вместо отдыха с приятными физическими нагрузками получается какой-то экстрим, выживание.

Вот этому и не ходок. :)
[User Picture]From: milenrama
2009-02-05 09:55 am (UTC)
Здравствуй maxtar , я несмотря на холод, и дождь всёж таки вижу и в весенних походах некоторую прелесть бытия, так сказать буйство стихий и пробуждение природы... (может потому что снаряжение позволяет и время, отсидется пока льёт дождь :) )
Но, у меня другой вопрос, я тоже хочу побывать на суне, а весенних отчётов как-то не очень, твой первый :). Если можно поконкретнее о маршруте... С какого места стартовали, сколько ходовых часов потратили, какая сложность порогов в этот период, сколько воды в реке...
Я планирую в этом году идти с Поросозера до Гирваса Примерно в этих же числах ...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2009-02-05 01:59 pm (UTC)
Давно дело было, уже и не припомню. К тому же на наши показатели я бы не рекомендовал ориентироваться - очень уж быстро ходим, иногда пропуская дневные стоянки. Максимум бывало до 12 ходовых часов.
Маршрут тот не особенно понравился - слишком много было озер. Сложных порогов не припомню, вода была высокая.

Стартовали вроде как раз с Поросозера, но точно не скажу. Думаю - хороший маршрут для теплого времени года..
[User Picture]From: milenrama
2009-02-06 09:24 am (UTC)
В тёплое время года, там по описаниям очень мелко, и пороги должны быть ещё проще... Я в 2006 ходил как раз по южной шуе, в отличие от лета очень понравилось, все мелкие пороги проходились на раз-два, а некотрорые даже обнести пришлось из тех которые летом ходили (Кумио , например, вдвоём без страховки как-то стрёмно стало :) ), А на счёт скорости, я понял, сделаю поправку, но если не большим составом, то тоже быстро ходить получается :)
Выбор пал на Суну, так ка в южной части карелии многие речки уже приелись...