?

Log in

No account? Create an account
Азартные игры или чем отличается фондовый рынок от Форекса. - Хроника затяжного прыжка [entries|archive|friends|userinfo]
maxtar

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Азартные игры или чем отличается фондовый рынок от Форекса. [Apr. 6th, 2007|12:20 pm]
maxtar
К Форексу я отношусь резко отрицательно. Ибо на заре его становления в РФ, где-то после кризиса имел неосторожность поработать в форекс-брокере (каком не скажу). Изучил я эту кухню изнутри, причем так, что на долгое время потерял любой интерес к фондовому рынку и к инвестициям в частности.

Поэтому хочу привести статью (получена в рамках рассылки "invest.profitinvest" на subscribe.ru) еще одного моего хорошего знакомого, Сергея Спирина, тренера и автора сайта fintraining.ru.


Азартные игры

Сбережения и спекуляции, о которых мы говорили в предыдущих выпусках рассылки, не являются инвестициями, и очень важно их с инвестициями не путать. Однако это не самые плохие альтернативы инвестициям. Гораздо хуже, когда с инвестициями начинают путать азартные игры.

Чем отличаются азартные игры от инвестиций? Для ответа на этот вопрос придется разобраться с несколькими простейшими понятиями из мира математики. В математике есть термины "игра с нулевой суммой", "игра с положительной суммой" и "игра с отрицательной суммой" (или, если вы знакомы с основами теории вероятностей, то "с нулевым математическим ожиданием", "с положительным мат. ожиданием" и "с отрицательным мат. ожиданием").

Поясню на примере.

Если вы с приятелем играете в бильярд на деньги, и один из вас выигрывает, а другой проигрывает, то вместе вы не зарабатываете ничего. Возможно, именно вы выиграли у приятеля, но совокупное количество денег у вас двоих вместе осталось ровно столько же, сколько и было. Это - игра с нулевой суммой.

Если вы с приятелем играете в бильярд на деньги, но при этом оплачиваете владельцу бильярдной аренду стола, то независимо от того, кто из вас у кого выигрывает, совокупное количество денег у вас двоих уменьшается. Это - игра с отрицательной суммой.

А вот если вы с приятелем организовали турнир по бильярду, собрали деньги за право участвовать в турнире, продали билеты желающим посмотреть на игру мастеров, а затем на часть собранных денег вручили призы победителям, часть заплатили за аренду бильярдного стола, и еще что-то осталось вам, то денег у вас в итоге стало больше, чем было изначально. Это - игра с положительной суммой.

Так вот, азартные игры – это всегда игры с отрицательной суммой. А бизнес и инвестиции (в бизнес) – это игра с положительной суммой.

Для того чтобы вложения оказались игрой с положительной суммой,необходимо, чтобы за ними стоял механизм, обеспечивающий увеличение денег в системе, получения прибыли не за счет других участников системы, а из внешнего мира. Такими свойствами обладает бизнес. Вот почему я рекомендую считать инвестициями только те вложения, за которыми стоит бизнес.

В качестве классического примера игры с отрицательной суммой можно привести казино. Очевидно, что общее количество денег, с которыми клиенты уходят из казино, в итоге оказывается меньше количества денег, с которыми клиенты в казино приходят. Часть средств неизбежно переходит в собственность владельцев казино. Если вы играете в игры с отрицательной суммой, то вероятность вашего проигрыша выше вероятности вашего выигрыша. Деньги не создаются внутри казино (как они, к примеру, создаются в бизнесе), они просто перераспределяются от менее удачливых игроков к более удачливым.

(Разумеется, я здесь рассматриваю казино с точки зрения игроков. А вот с точки зрения владельца казино будет являться бизнесом, и часто очень выгодным бизнесом!)

К азартным играм (играм с отрицательной суммой) относятся также различного рода лотереи, игровые автоматы, тотализаторы, букмекерские конторы. Однако, к сожалению, далеко не всегда подобные проекты работают под вывеской "игровое заведение", часто игровые заведения рекламируют свою деятельность с использованием терминов из мира инвестиций.

К примеру, к играм с отрицательной суммой относятся:

  • Форекс
  • CFD
  • Финансовый беттинг
  • HYIP (или, по крайней мере, то, что называют этим термином в интернете)
  • Финансовые пирамиды

Почему эти варианты вложения средств будут игрой с отрицательной суммой? Потому, что во всех перечисленных случаях из системы в совокупности выходит меньше средств, чем в совокупности в нее попадает. Часть денег неизбежно уходит организатору.

Часто трейдеры с форекса обижаются, когда я называю "игрой с отрицательной суммой" то, что они называют "работой". Обычно приводятся следующие аргументы: в отличие от казино или игровых автоматов вероятность выигрыша на форексе не является случайной, а зависит от квалификации трейдера, его опыта, интеллекта, сосредоточенности, психологической устойчивости и еще кучи других качеств. Все это, несомненно, так. Однако это никак не переводит форекс из разряда игр в разряд инвестиций. Это просто переводит форекс из разряда игр с отрицательной суммой и случайным исходом (как, например, рулетка в казино) в разряд игр с отрицательной суммой и неслучайным исходом (как любые спортивные или интеллектуальные игры на деньги).

Итак, запомните главный признак, отличающий инвестиции от азартных игр, и больше не путайте эти два принципиально разных занятия. В азартных играх мат. ожидание вашего результата отрицательное, при инвестициях – положительное. За инвестициями должен стоять механизм увеличения количества денег в системе в целом, а не просто их перераспределение от одних игроков к другим.

LinkReply

Comments:
From: lis_ru
2007-04-06 08:33 am (UTC)
Инвестиции в бизнес можно тоже считать игрой с отрицательной суммой.
А брокером будет государство...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2007-04-06 08:49 am (UTC)

Не соглашусь.

Да ну? Как раз бинес - игра с очень положительно суммой. Ибо ведя эту игру ты сам влияешь на ее мат-ожидание. Но у каждой игры есть свои особенности, ОБЭП - одна из них. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: jyj_nj
2007-04-06 09:45 am (UTC)
Очень популярное заблуждение =)

То что forex является нормальным рынком ни у кого не должно вызывать сомнений. На нем работают очень значимые игроки: серьезные фонды, крупные банки. Он не хуже и не лучше фондового, и вероятность выигрыша тут не выше и не ниже.

Критика должна быть в адрес конкретных брокеров или фирм себя таковыми называющих. Подчеркну, что я тоже резко против маленьких российских "кухонь".

Однако выбор брокера для работы на рынке - это важнейшая задача для любого инвестора. Если выбрал плохого и торгуешь с плечом 1:100 без всякого money management, то не стоит пенять на весь рынок. =) Это говорит исключительно о безграмотности конкретного инвестора. Хочешь снизить риски - торгуй через швейцарский банк вообще без плеча или с минимальным плечом.

А что касается игр с отрицательной суммой, то ЛЮБАЯ биржевая торговля является таковой в силу неизбежной брокерской комиссии. Любая биржевая торговля - это перераспределение денег между участниками и не более того. И всегда будет тот кто в проигрыше. Это же самые основы, написанные в любом учебнике. =))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2007-04-06 09:57 am (UTC)

Категорически не соглашусь.

Количество денег в системе Форекс неизменно, ибо вся суть Форекса это сделки-пари. Это касается и фьючерсов.
На фондовом рынке все напрямую зависит от роста экономики, которая в свою очередь худо-бедно ростет, обеспечивая рост цены на акции (благодаря чему и формируется долгосрочный растущий тренд).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: natashaborok
2007-04-06 09:53 am (UTC)
а чего именно ты насмотрелся во времена работы в форекс-брокере?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2007-04-06 10:02 am (UTC)
Много плохого. Например прямого обмана клиентов.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dona_flor
2007-04-06 11:04 am (UTC)
Как попасть на фондовый рынок в Украине, и вообще что это такое в нашей или вашей стране? Как устроен? как работает? как и сколько там мождно зарабатывать?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2007-04-06 11:29 am (UTC)
Масса вопросов, масса ответов. Скажу просто - на фондовом рынке можно зарабатывать (спекулировать), можно сохранять и преумножать (инвестировать). Что человеку подойдет - зависит только от него, его желания и способностей. Так что рекомендую пройти обучение, ведь Украине по моим ощущениям только предстоит серьезный рост фондового рынка.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: bardo
2008-03-17 12:51 pm (UTC)
не знаю, оффтоп или онтоп:
макс, я собираюсь начать играть на рынке акций. Какую программу бы ты мне посоветовал?
пока знаю только про quik - рекомендуешь ее или какую-то другую?
и кого из интернет-брокеров мог бы порекомендовать?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2008-03-17 02:51 pm (UTC)
Играть на рынке акций не рекомендую. Если более подходящие для этого места - казино, например.

Программы для трейдинга и брокеры это вторично. Пройди сначала обучение у Резвякова, со всем сразу определишься. Но не имея торговой стратегии - лучше иди в казино.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fintraining
2008-06-10 11:20 am (UTC)

Максу привет!

Наконец-то я завел себе ЖЖ, и по этому случаю решил засветиться в комментах к собственной статье. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2008-06-10 11:31 am (UTC)

Re: Максу привет!

Это правильно. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: all_nardi
2009-05-11 08:14 am (UTC)
Актуально!!!
(Reply) (Thread)
From: vicecitydoam
2010-09-10 12:34 pm (UTC)

Мое мнение

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-09-10 03:00 pm (UTC)

Бред

По ссылке написана фигня.
Ни одному из игроков на Форекс (кроме разве центробанков) недоступна возможность двигать курс аж на 0.5 процента за сутки без ранее сформировавшихся к этому предпоссылок.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: 132832
2011-09-09 06:51 pm (UTC)

Азартные игры и Форекс.

Совершенно верно. Форекс это фактически интеллектуальная игра приносящая пользу неизвестно кому. Валюта может пойти и вверх и вниз и вообще никуда не пойти, не обращая внимания на вышедшие новости. Читали отчеты ведущих брокеров? Что-то типа - "Вопреки всем прогнозам доллар пошел...." "Или ......рынок не отреагировал на данную важную новость". Или "Валюта под давлением неизвестных фактором резко развернулась и прошла 230 пунктов. Видимо на рынок в этом момент вышли крупные игроки..." То есть прогнозировать ход валюты - дело глупое. Полезное человек купивший валюту ничего никому не несет. Более того, человек купивший 100 000 единиц валюты за каких то 100 долларов что купил - непонятно. Непонятно что он вообще купил за 100 долларов и вообще где находится покупка? Где конкретно и у кого находится купленная нами валюта? И какая доля человека потратившего 100 долларов.
Поэтому все это разновидность казино и не более.
(Reply) (Thread)