?

Log in

No account? Create an account
Экономические мысли про метро. - Хроника затяжного прыжка [entries|archive|friends|userinfo]
maxtar

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Экономические мысли про метро. [Apr. 21st, 2010|01:44 pm]
maxtar
[Tags|, , ]

Метро - моя любовь. Пару лет назад я начал читать книги про строительство метро, стал обращать внимание на оформление станций, читать соответствующие форумы и материалы. Удалось даже неоднократно побывать на строящихся перегонах (ссылка про Марьину Рощу), разок прогуляться ночью по перегонам в районе "Библиотека-Арбатская-АлександровскийСад-Боровицкая" (тайком, поэтому фоток нету).

Меня прут масштабы метро, сложность всего хозяйства и очень четкая организация. Это вам не Windows настраивать! А как пассажира - возможность за заранее предсказуемое время добраться из одной точки Москвы до другой, что с появлением пробок и нехваткой времени стало крайне ценно. Напрягает только то, что не везде метро имеется.

Но вот о чем я задумался - строительство и эксплуатация метро задачи крайне затратные. Плата за проезд всегда рассчитывалась и рассчитывается на базе себестоимости перевозок (и зачастую устанавливалась ниже себестоимости). В результате метро всегда нуждалось в дотациях и финансировалось исходя из социальных целей - удобства граждан. И хотя мы давно живем в капиталистической стране, а стоимость перевозок стала покрывать себестоимость, но для строительства новых станций продолжают требоваться дотации.

При этом метро уже давно столкнулось с перегрузками, работает за пределами своей пропускной способности. Например ТКЛ была на столько перегружена, что пришлось тянуть в Строгино-Митино линию аж от Парка победы!

Но самое паршивое в это другое: количество пассажиров не увеличивается, доходы не возрастают, а расходы растут (появляются дополнительные тоннели и станции, увеличивается пробег). Пользу получают жители удаленных районов (вместо платы за маршрутку+метро платят только за метро) и само метро за счет снижения нагрузки на самые перегруженные участки. Расплачиваются за все остальные пассажиры метро и вообще граждане страны (дотации идут и из регионального бюджета).

Экономически это выглядит крайне паршиво и последствия абсолютно прозрачны - постоянный рост стоимости проезда в метро (опережающий темпы инфляции) одновременно со снижением темпов строительства. Тупик, короче.

Лично я единственным реальным выходом вижу сделать повышенную стоимость входа на новых станциях (например вход будет стоить 2-3 поездки), выход оставить бесплатным. Для станций за пределами Москвы вход сделать стоимостью в 3-4 поездки (ибо строительство идет в основном из Московского бюджета). В результате для жителей отдаленных районов стоимость проезда останется неизменной или ниже при повышении комфорта, а те редкие пассажиры, кому это будет неудобно - смогут продолжать ездить как раньше.

После "окупаемости" строительства станций - цену можно снижать до обычной, а для прозрачности - установить на входах в станции табло с информацией, сколько пассажиров должно пройти до снижения стоимости проезда. Как плюс - под такие условия можно найти и инвесторов строительства.

С учетом того, что нагрузка большинства станций составляет более 50 тысяч человек в день, а на некоторых станциях достигает 150 тысяч (ссылка), а стоимость одного перегона+станции грубо оценивается в 5лярдов рублей, то окупить это можно за 10 или 5 лет (одна или две дополнительные стоимости входа соответственно).

Как вам мысль? Вроде вполне логично и соответствует принципу "чтоб всем было выгодно".
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: ya_veter
2010-04-21 10:07 am (UTC)
А как мысль тарификации пропорционально расстоянию поездки?
Например, по карточке - вошел в метро, на карточке зарезервировали под списание сумму Х, равную максимальному тарифу. При выходе на соседней станции, списали только минимальный тариф, остальная сумма вернулась на счет. Забыл отметиться, проехал много - ничего не вернули.

Но это, конечно, техничесли кложный способ )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nagly_gnom
2010-04-21 10:17 am (UTC)
В питере начальнеги фапают на эту идею уже не первый год, чем повышают справедливый градус ненависти к себе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ya_veter
2010-04-21 10:20 am (UTC)
А ненависть к задумке или ожидаемой реализации?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: maxtar
2010-04-21 11:52 am (UTC)
Подобные способы по сути своей - сложны для усвоения среднестатистическим гражданином. А любое, что сложно в понимании - воспринимается крайне отрицательно.

Пример из недалекого прошлого - история с воровством МТС денег со счетов своих клиентов. Это было по-большей части субьективное ощущение людей.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sashkina
2010-04-21 10:13 am (UTC)
В Вашингтоне расценка идет по расстоянию, которое человек проехал. Карточка проводится при входе, и выходе, и цена варьируется от 1,75 до 4,60 (в час пик). В другое время цены немного ниже.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: redkedslover
2010-04-21 10:28 am (UTC)
+1 хотел написать про DC
час пик всегда дороже

мне кажется это расово верная идея
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-04-21 11:56 am (UTC)
Тут надо понимать - зачем что делается. В DC такое было введено из-за тяжелой к восприятию "средней", при большом количестве поездок на минимальные растояния.

А в Мск по недавно проведенному исследованию почти половина ездит из одной стороны города в другой и только незначительная часть - проезжает 5 и менее остановок.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: igorbasic
2010-04-21 10:37 am (UTC)
нужно как везде - либо повременную оплату, либо по расстоянию...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-04-21 11:57 am (UTC)
Я выше написал, почему не считаю это нормальным вариантом: http://maxtar.livejournal.com/182654.html?thread=1297790#t1297790
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dimbl4_
2010-04-21 02:06 pm (UTC)
Считаю абсолютно некорректно рассматривать метрополитен как коммерческое предприятие, работающее ради извлечения прибыли непосредственно.
Насколько мне известно, большинство метро в различных городах мира являются убыточными, особенно если учесть расходы на развитие сети линий. Они финансируются из бюджета государства. Данная ситуация является абсолютно нормальной, поскольку именно благодаря метро миллионы людей ежедневно в каждом мегаполисе могут своевременно добраться на работу и принести прибыль государству в виде налогов.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-04-21 05:35 pm (UTC)
Ээээ. Позиция ясна. Но вопрос - а как быть при недостаточном финансировании строительства метро государством? Ждать, надеяться и верить?

Я и не предлагаю рассматривать с точки зрения прибыли. Но такой элемент бизнес-подхода может позволить развиваться метрополитену на порядки быстрее и принести больше пользы. Плюс к этому решить в корне сложную проблему в отношениях между Москвой и областью, даст возможность метро (которое содержится за счет Москвы) развиваться в города-спутники.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: georgehoha
2010-04-21 07:28 pm (UTC)
у всех подходов есть недостатки, в частности твой приведет к тому, что вместо поездок 50-60 тысячами людей, будут больше использовать наземный транспорт, для того, чтобы добраться до "старой" станции и платить меньше, те будет отток людей с новых станций в старые, что приведет к излишней нагрузке на старые станции (опять же тупо маршрутка+метро), плюс, всюду метро не протянешь, и для многих отдаленных от новой станции, это станет (маршрутка + 2*проезд в метро) - спрашивается, в чем плюс? :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: expolit
2010-04-22 10:32 am (UTC)
Макс, а ты знаешь какая чистая прибыль у московского метрополитена? да и ты забыл про рекламу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-04-22 06:31 pm (UTC)
Я знаю то, что московский метрополитен держит цены ниже например Вашингтонского (выше по теме есть информация) при значительно большей протяженности и сложности (например он у нас отягощен обьектами ГО). Но при этом у него тупо нехватает денег на развитие.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: expolit
2010-04-22 07:07 pm (UTC)
Не сравнивай хрен с редькой.
Какая средняя зарплата работника метрополитена в Вашингтоне?.
Какой объём наш метрополитен получает на "льготников" ?

Чистая прибыль.
2007 2.2 лярда.
2008 1.5 лярда

http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/31/posadki_net_i_ne_budet/ Тут вообще пишут, куда делись 0.7 лярда.

Сколько выделяется из гос бюджета на развитие?

По-моему - это тоже самое что с дорогами, которые стоят в 100 раз больше, чем на самом деле.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)