?

Log in

No account? Create an account
Учиться, учиться и еще раз! - Хроника затяжного прыжка [entries|archive|friends|userinfo]
maxtar

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Учиться, учиться и еще раз! [Mar. 6th, 2010|11:11 am]
maxtar
[Tags|, ]

Надо тренировать мозг. Ибо заявлено, что люди в 30 начинают переходить от накопления опыта к его использованию. При этом использование опыта выглядит практически как выработанный рефлекс, никакой гибкости. Периодически наблюдаю такое поведение в окружающих, которые не проявляют гибкости, не дают себе повода задуматься о том или ином. Биороботы.

Дидро утверждал, что "Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Перестают же читать, когда утрачивают интерес к чтению." Лично я думаю, что это не совсем так. Чаще я наблюдаю людей, которые читают и не мыслят. Складывают буквы в слова, слова в предложения и не осмысливают получающееся. Смотрят в книгу, видят фигу, короче. Чудесную иллюстрацию этого я обнаружил в свое время в книге "Вы, конечно же, шутите, мистер Фейнман":

Я обнаружил очень странный феномен: я задавал вопрос, на который студенты отвечали сразу и без особого труда. Но в следующий раз я задавал вопрос- это мог быть тот же вопрос, по тому же предмету - и они совсем не могли ответить на него. Например, однажды я говорил о поляризованном свете и раздал всем полоски поляризатора.

Поляризатор пропускал свет, направленный по электрическому вектору лишь в определенном направлении. Таким образом, я объяснял, в каком случае можно считать свет поляризованным, на примере с поляризатором, окажется ли он темным или светлым. Сначала мы взяли полоску поляризатора и вращали ее до тех пор, пока сквозь нее не прошло наибольшее количество света. Выполняя это, мы могли сказать, что две полоски пропускают свет, поляризованный в одном и том же направлении: что пропускает один отрезок поляризатора, также проходит и через другой. Но после этого я спросил их, может ли кто-нибудь определить абсолютное (точное) направление поляризации для одного отрезка поляризатора.

Ни у кого не было никаких мыслей на этот счет. Я знал, что это требовало определенной доли изобретательности, поэтому я дал им подсказку: "Посмотрите на свет, который отражается от воды в бухте за окном".

Все продолжали молчать.

Тогда я сказал: "Вы слышали когда-нибудь об угле Брюстера?"
"Да, сэр. Угол Брюстера- это такой угол, при котором свет, отраженный от поверхности с коэффициентом преломления полностью поляризован."
"И каким образом свет поляризуется при отражении?"
"Свет поляризован перпендикулярно к плоскости отражения, сэр".

Даже теперь я думаю об этом: они знали это; они даже знали то, что коэффициент преломления равен тангенсу угла.

Я сказал: "Ну и?"
И ничего. Они только что сказали мне, что свет, отраженный от поверхности с коэффициентом преломления, равно как и от воды в бухте за окном, поляризован. Они даже сказали мне, каким образом он может быть поляризован.

Я сказал: "Посмотрите на бухту за окном через поляризатор, и затем поверните его".

"О-о. Он поляризован", - ответили они.

После серьезных исследований я, наконец, понял, что студенты помнили все, но они не знали, что к чему относится и что обозначает. Когда они слышали: "Свет, отраженный от поверхности имеет коэффициент преломления",они не знали, что имеется в виду материал, подобный воде. Они не догадывались, что "направление света" обозначает направление, в котором мы видим все, на что смотрим. И так со всем остальным. Они запоминали все очень тщательно, но ничего не переводили в доступные для понимания слова и формы.И, если я спрашивал: "Что такое угол Брюстера?", - я словно бы подбирал правильный пароль при входе в компьютер. Но если я говорил: "Посмотрите на воду", - не происходило ничего. У них не было никаких соображений относительно фразы "Посмотрите на воду".


Иногда ловлю себя на том, что начинаю "мыслить" аналогично. Это сильно пугает и мотивирует на какие-либо действия типа: придумать аналогичные ситуации, опровергнуть или доказать утверждение, докопаться до первоисточников. Например в корпоративной жизни - имеет смысл прочитать приказы, на основе которых должны предприниматься те или иные действия, изучить законы, из-за которых то или иное выполняется именно так, а никак иначе. К моему удивлению люди это редко делают, хотя такое знание является мощнейшим оружием в подготовленных руках.

Для тренировки мозга неплохо подходят математические задачки в одном очень приятном блоге под названием "Привычка не думать" (ссылка). Еще лучше помогают такие вещи, как изучение иностранных языков, обучение новым навыкам и переосмысление имеющихся.

Поэтому я в ближайшее время запланировал для себя вот что:
1. Буду учиться рисовать по книге "Откройте в себе художника" (ссылка) - мои знакомые научились по ней вполне прилично рисовать.
2. Перейду на просмотр иностранных фильмов на английском языке (например Симпсонов и Южный парк я уже давно смотрю без перевода). Причем постепенно откажусь от субтитров и при просмотре буду стараться проговаривать непонятное.

В дальнейших планах как следует подумать над заведение англоязычного блога типа "Жизнь в Москве" для тренировки письменного английского и изучения еще одного иностранного языка.

И вот что мне подумалось - наверняка есть масса интересных занятий, о которых я даже не подозреваю. И которыми я наверняка заинтересуюсь, если узнаю. Посоветуйте, чем еще заморочиться?
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: sam_honsu
2010-03-06 08:45 am (UTC)
Мы собираемся собираться на Покровке по вечерам - клуб развития. Темы общения обсуждаются.
От совместных просмотров старого кино, иностранного кино, прослушки музыки - до философских семинаров.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-03-06 06:08 pm (UTC)
Хм. Интересная идея, но мне сложно понять ее реализуемость. Люди разные бывают.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sam_honsu
2010-03-07 01:02 pm (UTC)
Это как раз и интересно.
Вот Вы, например - что бы хотели обсудить?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-03-07 04:21 pm (UTC)
Например - перечень наиболее перспективных отраслей и специальностей в РФ с 2015 по 2025 года.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dimbl4_
2010-03-06 09:15 am (UTC)
Moscow English Club: http://englclub.ru/
Люди собираются вместе и общаются строго на английском языке. Часто бывают англичане/американцы/канадцы/..
Я сам ни разу не был, хотя давно собираюсь сходить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-03-06 06:08 pm (UTC)
Спасибо за информацию, пригодится.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 01234antik
2010-03-06 10:13 am (UTC)
Не надо заморачиваться, просто живите.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-03-06 06:09 pm (UTC)
Просто жить - неинтересно. У меня на эту жизнь серьезные планы. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tim_peters
2010-03-06 02:20 pm (UTC)
Для тренировки мозга я после прочтения книги рисую по ней интеллект-карту.

Чтобы освоить технику интеллект-карт, прочитайте книгу Сергея Бехтерева "Майнд-менеджмент: решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт" (ссылка) (практика), а так же книгу Тони Бьюзена "Супермышление" (ссылка) (теория).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-03-06 06:10 pm (UTC)
А можно вкратце, что это за майнд-мапы и какую пользу несут?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tim_peters
2010-03-06 06:34 pm (UTC)
В двух словах - это такие связанные особым образом друг с другом (древовидные) картинки, рисование которых (вручную или на компьютере в спецпрограмме) серьёзно улучшает восприятие и помогает мышлению.

Как говорится, хочешь решить сложную проблему - нарисуй её. Очень интересная техника, полгода назад с ней познакомился, теперь все книги конспектирую при помощи интеллект-карт, активно использую на работе (IT) и дома для визуализации идей, обучения и принятия решений.

Попробуйте немного погуглить, вот картинки для примера
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-03-07 08:47 am (UTC)
Интересно, запланировал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gosh100
2010-03-06 07:21 pm (UTC)
А я спорю в инете про все. Это и интересно, и мозги хорошо тренирует.
Я могу спорить с ЛЮБЫМ спецом на любую тему (кроме всякой гуманитарщины).
Вот давеча славно схлестнулся с Исаевым (военным историком) про начало войны.
Или с редактором Поп-механики про боевые лазеры.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-03-07 08:48 am (UTC)
Я тоже любил это дело, но уж больно много времени уходит. :)
И нечасто удается найти достойного противника, чтобы спор был интересным и не становился спором ради спора.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: manager
2010-03-06 08:17 pm (UTC)
+1 за mind maps
Обрати внимание на прогу mindmanager

Плюс мозгу можно помочь ноотропными препаратами.
Варианты - ноотропил (пирацетам) и фенотропил.
На пальцах - ноотропные препараты это что-то типа витаминок для мозга. Ноотропил(пирацетам) - расчитан на прием около месяца и потом через время даст результат.
А фенотропил - преотличнейшая штука - результат сразу в день приема, а можно и циклами, плюс еще его можно для коррекции веса и против легкой депрессиии, один из дополнительных эффектов - улучшение настроения в целом. Фенотропил - российский экслюзив, на западе нет его патента, разрабатывался типа для космонавтов и спецподразделений, здорово выручает когда нужна голова после бессонной ночи, или усиленные нагрузки идут - а после цикла улучшает в целом процессы обучения, креативность, остроту восприятия.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxtar
2010-03-07 08:51 am (UTC)
Хм, интересно.

Я против фармы, умею добиваться практически любых результатов упражнениями и медитацией/самогипнозом. Но про фенотропил почитал, интересно. Попробую его, я как раз сейчас на пониженной калорийности (т.е. может наблюдаться недостаток аминокислот)- опять сбрасываю вес (отожрался на фоне кризисных проблем).
(Reply) (Parent) (Thread)